Вернуться: Доклады

Никитина А.П.

Учреждение дополнительного образования детей

«Кормиловский Дом детского творчества»

«Создание условий для социализации одаренных детей в условиях детского объединения «Школа КВН»

Автор-составитель:

Никитина Анжела Петровна,

педагог дополнительного образования

Кормиловка 2017

 

В настоящее время уделяется значительное внимание проблемам обучения одаренных детей. В то же время все более остро встает вопрос о включении данной категории детей в социокультурное пространство, в развитие социальных процессов в целом. Исследователи отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Поэтому изучение социализации одаренных детей является актуальным направлением педагогических исследований.

Я педагог дополнительного образования, по моему личному мнению, не бывает не одаренных детей. Одаренность бывает разной – интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной, главное, педагогу, к которому пришел ребенок, понять  в чем проявляется одаренность непосредственно этого ребенка.  Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с детьми, у которых всегда и на все есть своя точка зрения, которая не всегда совпадает  с общепринятой догмой.

Как правило, именно такие дети идут в дополнительное образование. Социализация таких детей начинается с мотивации. Главное, что объединяет всех одаренных детей и в значительной степени отличает их от обыкновенных, это их умственная активность, связанная с познавательной потребностью. Кроме познавательного мотива самым сильным является мотив самоутверждения, самореализации. Естественно, неинтересно получать знания, которые пригодятся потом, в будущем. Ребёнок хочет применить свои знания сегодня, проверить их актуальность. Главной отличительной особенностью процесса социализации одаренных детей является ориентация на способность к саморазвитию, самосовершенствованию. Очень важно научить одаренного ребенка самостоятельно работать над собой.

В детское объединение «Школа КВН» приходит очень много детей, но задерживаются  самые неугомонные, шумные, зачастую, те, которых в школе считают забияками и выскочками. Но встречаются  и очень тихие, замкнутые в себе ребята, которые все же стремятся к ситуации успеха. Уже к концу года, к удивлению учителей и родителей их, неугомонные чада, начинают приносить с собой результаты, и это не только кубки и дипломы, это, как правило, изменившееся отношение к людям и окружающим. Без лишней скромности могу сказать, что особый мир, созданный в нашем коллективе, позволяет раскрыться детям с задатками лидеров, в командных состязаниях, причем дети, которых всегда волновал только свой собственный результат, начинают болеть и работать на командный результат.

 

Мало кто задумывался, почему дети играют в КВН. Почему они с удовольствием помимо уроков «зубрят» сценарии, часами заучивают танцевальные па и срывают голос на репетициях? Ответ прост — КВН это инструмент позволяющий ребенку раскрыть, как актерские навыки, так и  активизирующий процесс творческого самовыражения, обучающий их применению методов сценического мастерства. Инструмент, который прививает им сценическую культуру, обучает способам ораторского мастерства при публичных выступлениях команды на играх и фестивалях. Программа обучения позволяет развить у ребят умение играть, то есть моделировать ситуацию. КВН – это игра, аспект игры – соревновательный, а соревнование всегда подразумевает, что его участник стремится показать лучшее.  Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления – оригинальное решение актуальной проблемы, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками. А для этого нужно еще отработать систему доказательств оптимальности и необходимости реализации своей идеи. Всему этому  и обучает  программа дополнительного образования детей «Школа КВН».

Актуальность данной программы заключается в том, что, участвуя в КВНовской деятельности, общаясь друг с другом и другими командами, обмениваясь опытом, КВНщики больше чем их сверстники готовы найти себя во взрослой жизни, стать социально-активными людьми. Таким образом, КВН – это уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга подростков и молодёжи. Подростки в процессе занятий учатся взаимодействию, дисциплине, ответственности, приобретают опыт коллективных переживаний.  Так же программа призвана обеспечить ряд профилактических мер по коррекции поведения детей, активно содействует развитию творческих способностей школьников,  учит их осознавать значимость своей деятельности.

Образовательная программа важна для школьников тем, что она направлена на развитие активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы, влиять на зрителей личностными качествами, в том числе и коммуникативными; оперировать суждениями, умозаключениями, аргументами; уметь возбуждать интерес к своей личности.

Подросток идет в творческое объединение с мотивацией на участие в альтруистической деятельности, которую ведет группа.

 

Вступление в объединение осознается подростком не только как средство получения образовательного продукта (знаний, умений, навыков), но и как способ участия в общем деле, в общей работе, значимость которой в глазах подростков достаточно высока.

Организация этой общей работы строится на принципах:

  • Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс строится так, что полученные теоретические знания сразу находят свое отражение на практике;
  • Принцип системности и последовательности – содержание учебного процесса строится по определенной логике, порядке, системе;
  • Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
  • Принцип интеграции: совмещение в одной программе игры КВН с различными видами искусства;
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • Принцип целостности – соблюдение единства обучения, воспитания и развития с одной стороны, системности с другой.

Благодаря  этому появляется потребность в групповой «саморегуляции» — группа предъявляет высокие требования к деловым и нравственным качествам своих членов.

Команды «Школы КВН» выступают как первичные группы объединения, эти группы являются первой испытательной средой для индивидуального и коллективного творчества ее членов, для общения и определения взаимоотношений в группе. Организация взаимодействия команд строится на основе коллективного планирования объединения (игры, фестивали, концерты и т.д.) Все занятия построены на методе ТРИЗ (теория решения исследовательских задач), широко используется «мозговой штурм»,  все ребята проводят речевые и дыхательные разминки, большое внимание уделяется теории спора и конфликтологии, что учит детей правильно аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

На базе объединения на данный момент действует пять команд КВН. Позитивный опыт накапливается и является обучающей средой для новых команд. Поэтому программу можно считать саморазвивающейся.

В воспитательной системе объединения важным элементом является принцип членства в «Школе КВН». В этом возрасте для подростка важна коллективно-оценочная характеристика. Общение с группой, отношение группы к данному подростку является для последнего одним из основных мотивов его творческой деятельности.

Успешная работа в команде, позволяет ребенку, почувствовать себя успешным. Каждый ребенок находит то дело, в котором он чувствует себя одаренным.  В нашем объединении есть талантливые «звукачи», это те ребята, которые очень хорошо владеют навыками работы в компьютерных программах аудио и видео монтажа.  Дети с хорошими актерскими способностями, ребята — сценаристы, это те, кто научились свои обыденные «приколы» формировать в хорошие и достойные шутки, которые воспринимаются зрителями, есть реквизиторы и художники, и даже одаренный, талантливый мальчик, который может очень хорошо организовывать быт  на фестивалях и является талантливым администратором команды.  Команды занимают призовые места не только на районном и областном уровне, но и почувствовав уверенность в своих силах, начали выезжать на межрегиональный уровень. А команда КВН «Контейнер» получила приглашение на Всероссийский фестиваль в г. Анапу.  Многие из наших ребят получают дипломы и грамоты за «лучшие актерские работы» на таких фестивалях и турнирах как – Областной турнир КВН обучающихся Омской области, областной фестиваль театральных и эстрадных миниатюр ШУМ, Межрегиональный фестиваль «Берегись – заражено юмором!» в г. Озерск Челябинской обл. Кубок КВН на приз Главы г. Барабинск Новосибирской области.

В 2016 году был первый выпуск ребят  прошедших обучение по программе  «Школа КВН». Двое ребят поступили  на режиссерское и актерское отделения Областного колледжа культуры и искусств, два выпускника пошли обучаться в музыкально-педагогический колледж  по профессии «педагог дополнительного образования».

На данный момент в объединении занимается более полусотни ребят. И главной отличительной особенностью образовательного процесса является ориентация на способность к саморазвитию, самосовершенствованию, воспитанию человека, обладающего склонностью к нестандартным способам решения проблем в различных жизненных ситуациях. Поэтому в процессе педагогического взаимодействия мне очень важно научить одарённого ребёнка самостоятельно работать над собой, своим мышлением, воображением, что обеспечивает формирование креативных качеств личности (творческое состояние, изобретательность, продуктивность мышления). Успешность социализации в дополнительном образовании взаимосвязана с высокой конкурентоспособностью личности одарённого ребёнка.