Вернуться: Доклады

Пазилова М.К.

Учреждение дополнительного образования

«Кормиловский дом детского творчества»

 

Приобщение воспитанников к формированию и сохранению социо-культурной идентичности через занятия в Студии возрождения культурных традиций русского народа «Солнцеворот»

Автор – составитель: Пазилова М.К.

Педагог дополнительного образования

УДО «Кормиловский ДДТ»

Кормиловка — 2017

 

Сегодня все чаще, в СМИ и официальных документах, направленных на корректировку работы образования вообще (и дополнительного, в частности), звучит тема русской культуры и её возрождения. И хотя тема моего доклада звучит как: «Приобщение воспитанников к традициям народной культуры через занятия в Студии возрождения культурных традиций русского народа «Солнцеворот», в начале, мне бы хотелось остановиться на другом, не менее важном, на мой взгляд, моменте. А именно на проблеме, которую современные социопсихологи обозначают, как «кризис идентичности». Любой человек, воспитанный в социуме, сочетает в себе два базовых начала: телесное и духовное. Исходя их этого известный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу, выделил ряд потребностей. Которые, в последующем, были выстроены предприимчивыми маркетологами, в логичную иерархию из пяти уровней. Где первый (базовый) – физиологический уровень (потребности в еде, сне и т.п.); второй – потребность в безопасности; третий – потребность в принадлежности (дружба, любовь); четвертый —  потребность в признании (уважение, самооценка); пятый (высший) – потребность в самовыражении (творчестве, решении проблем). Но человек «животное» общественное, и все эти потребности ему приходится приспосабливать для комфортной жизни в обществе. Носить «маски». Если спросить себя: кто я? То из множества социальных ролей, выбрать какую-то одну будет чрезвычайно сложно. Повседневная жизнь и деятельность в ней принуждает человека примерять на себя множество ролей ежедневно. Но тогда как определить «кто я?», свой социальный статус. Социологи выделяют три вида социальных статусов: предписанный, достигнутый и смешанный. Опираясь на опыт Д. Е. Крапчунова кандидата философских наук Томского национально – исследовательского политехнического университета, мною была выстроена иерархия «образа Я» или культурно-личностной идентичности. Где первый уровень – половая идентичность; второй – социально-возростная; третий – семейная; четвертый – родовая; пятый – национальная; шестой – территориальная; седьмой – религиозная; восьмой – деятельностная идентичность. Проведя сравнительный анализ степени выраженности идентичностей сегодня и на Древней Руси, можно сделать неутешительные выводы. Постреволюционное коммунистическое прошлое основательно вытеснило в народе его «национальную» идентичность. Коммунистический строй, начал разрушать верхушку пирамиды, заменив и способы деятельности, и религию собственными позициями – идеей коллективизма и великой правящей партии. И к моменту «развала» Союза, нетронутыми остались только первые четыре уровня. За время «перестройки», на волне активно привносимой западной культуры, пошатнулись и они. На сегодняшний день среднестатистический обыватель во многом «потерян» для самого себя. Не имея  ориентиров и основ идентичности, не зная до конца, кто он, человек вынужден оглядываться по сторонам в поисках ответов. Вот он армянин, у него культура, наследие – а я кто? Ответа зачастую нет. И это рождает защитным рефлексом агрессию. А толерантность, о которой сегодня тоже много говорится, как раз является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Потеря идентичности ведет к обезличиванию человека, к превращению общества в послушную, легко управляемую массу. Возможно, такое обезличивание было необходимой мерой в период становления нового коммунистического строя. Возможно, это было неизбежно в период открывшегося «железного занавеса». А что осталось сегодня, после 16ти лет активного становления нашей страны, как демократического государства. Из оставшихся форм культурного наследия, сохранивших обрядность, можно выделить:

  1. праздники (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, День рожденья);
  2. рождение и крещение ребенка;
  3. свадьбу;
  4. поминовение и захоронение усопших.

Среди форм обрядности можно выделить пять основных: традиции (обычаи), пищу, фольклор, костюм, танец и игру. Из них на сегодня сохранились только первые четыре.

Сделав столь не утешительные выводы, о состоянии русской традиционной культуры, было принято решение о создании студии их возрождения. Основой нашей работы стало стремление развить интерес детей к истории Отечества, своей малой Родины; включить их в активную деятельность по изучению и сохранению традиций, праздников и особенностей быта русского народа.

Новизна данной комплексной программы заключается в организации работы по принципу студии – где дети, изучают несколько дисциплин, и даже пропустив занятие, не «выпадают» из общей фольклорной среды, темпа работы. Учебный материал строится на ознакомлении с праздниками народного календаря. Информация о них закрепляется ежемесячным проведением изученных праздников, в форме театрализации, вечерок, колядок, викторин и т.д.

Кроме того, любая этнографическая деятельность подразумевает полевые исследования и экспедиции, которые в данной программе являются частью проектно-исследовательской работы. Подразумевая участие воспитанников в сборе экспедиционного полевого материала: посещение старожилов поселка, организацию анкетирования и соц. опросов, проведение мастер-классов для учащихся школ поселка, с целью обучения и сбора информации. С последующей реализацией полученных данных в создании сборников, брошюр, буклетов, проектов и научно-исследовательских работ.

Актуальность программы обусловлена острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами народного искусства, на основе традиционных ценностей национальной культуры.

Приоритетными задачами выступают:

— развитие творческих способностей ребенка;

— раскрытие форм работы с детьми с целью приобщения их к традициям народной культуры.

Занятия в студии проводятся  по четырем направлениям:

  • История быта и праздников;
  • Народный костюм и обрядовые поделки;
  • ДПИ славянского быта;
  • Народная игра и фольклор.

С целью пропаганды народной культуры, в работе студии используются следующие направления работы:

  1. Изучение праздников народного календаря;
  2. Изготовление деталей костюма (украшения, лакомки, пояса);
  3. Изготовление обрядовых поделок (репейки, выцынанки, куклы, ангелочки, крестики и т.п)
  4. Изучение и разучивание этнографических аудио записей.
  5. Изучение народных игр и хороводов.
  6. Организация народных игровых площадок, на уровне дома творчества и района.
  7. Проведение колядок, закличек, вечерок и этно-дискотек.
  8. Организация и участие в этнографических экспедициях.
  9. Организация и проведение мастер-классов для учащихся школ района.
  10. Участие в работе школы «Молодых мам».
  11. Участие в конкурсах и фестивалях.
  12. Участие в научно-практических конференциях.

В этом году в работе студии появилось новое направление: фланкировка казачьей шашкой. Ребята приняли участие в мастер-классе по работе с шашкой, проведенном специально для воспитанников студии, руководителем Кормиловского народного хора «Былина», Селюн Александром Викоторовичем. Так же, уже четвертый год воспитанники студии колядуют на Рождество Христово и Васильев Вечер. И в этом году, впервые встретились с другими «колядующими».

Приобщение воспитанников к народной культуре происходит комплексно. И главным тезисом, направлением, основой всех занятий является формирование и сохранение социо-культурной идентичности.